В 3 часа утра 10 августа 1941 года над сторожевым кораблем “Туман”, несшим дозорную службу на ближних подходах к Кольскому заливу на траверзе мыса Цып-Наволок, пролетел немецкий самолет, о котором сообщили на базу, но особого внимания на него не обратили. Однако, через 25 минут на расстоянии около 55 каб. с правого борта сторожевика были обнаружены 3 эсминца противника.

Командир “Тумана” лейтенант Л.А. Шестаков ввиду явного превосходства врага повернул к берегу, поближе к своим береговым батареям. Ведь до 1940 года “Туман” был обыкновенным рыболовным траулером РТ-10 “Лебедка” водоизмещением 1150 тонн. Затем он был вооружен двумя 45-мм пушками и двумя пулеметами и под № 12 и именем “Туман” введен в состав Северного флота. Экипаж корабля насчитывал 52 человека.

С эсминцев также заметили “Туман”, и с дистанции 25 каб. все 3 вражеских корабля открыли по нему огонь. Первый залп дал перелет, но осколки снарядов перебили радиоантенны, лишив сторожевик связи. Шестаков приказал поставить дымовую завесу из 10 шашек и попытался скрыться за дымом. Тем не менее, со второго залпа сторожевик получил попадание в корпус, а с третьего — в корму. “Туман” потерял управление и загорелся. Пристрелявшись, эсминцы шестиорудийными залпами перешли на поражение. Снаряды сбили дымовую трубу, кормовое орудие, разрушили мостик и рулевую рубку. Появились убитые и раненые. Вместо убитого лейтенанта Шестакова командование кораблем принял лейтенант Л.А. Рыбаков. Моряки надеялись на помощь береговых батарей, мужественно боролись за живучесть корабля и старались сохранить его ход. Сбитый осколком снаряда, военно-морской флаг корабля был сразу поднят над сторожевиком раненым матросом К. Семеновым и радистом К. Блиновым.

Только через 35 минут после первых выстрелов врага ответный огонь открыли 4 дальнобойных 180-мм орудия береговой батареи на мысе Сеть-Наволок. Еще через 8 минут к ней присоединилась другая береговая батарея. Как только перед эсминцами стали вздыматься фонтаны взрывов крупнокалиберных снарядов, они, закрывшись дымовой завесой, начали уходить.В погоню за эсминцами были высланы 2 пикирующих бомбардировщика Пе-2 и 5 бомбардировщиков СБ. Одна из сброшенных ими 250-кг бомб попала в машинное отделение концевого эсминца «Рихард Байтцен». Поврежденный корабль был отправлен в Киль на ремонт и вошел в строй только в январе 1942 года.

В это время, получивший 11 прямых попаданий, “Туман” начал крениться на правый борт и тонуть. С него были спущены две шлюпки, на которых спаслись 37 человек. В 5 часов 50 минут волны сомкнулись над кораблем…

28 апреля 1965 г. командующий Северным флотом адмирал С. М. Лобов подписал приказ № 103, в котором место гибели «Тумана» объявил координатами боевой славы… При прохождении этого места все корабли приспускают флаг и дают протяжный гудок, отдавая почести мужеству моряков-североморцев.

Модель корабля
Модель корабля

До Великой Отечественной войны

Во время советско-финляндской войны нес дозорную и конвойную службы, оставлен в составе Северного флота. До начала Великой Отечественной войны — «Лебедка», рыболовный траулер (РТ‑10) Мурманского тралового флота.

Share Button